История храмов

 

 

           История храма Смоленской иконы Божией Матери

 

     С именем Григория Строганова  связано в Нижнем Новгороде  возведение сразу двух храмов, прекрасных  памятников  русского барокко конца XVII -начала  XVIII веков. Это Рождественская церковь, находящаяся в   нагорной части города, и  наша - Смоленская церковь. Основные богатства  род Строгановых получил от  продажи  добываемой им соли, которая по Каме и Волге направлялась к Нижнему Новгороду.  Так что  Нижний  Новгород  играл  заметную роль в жизни  Григория Дмитриевича, особенно во время  строительства храмов.

 

      Григорий Строганов  получил прекрасное  домашнее образование, участвовал даже в правительственных приёмах. В 17 лет  он унаследовал  огромные владения. Вдоль Волжско-Окского  городского берега Нижнего Новгорода  Григорий Дмитриевич  выстроил многочисленные  каменные дворы, но жить предпочитал подальше от суеты, шума и грязи  посадского торга - в Гордеевке. Обосновался  Г.Строганов  там обстоятельно и надолго.

 

        Домовая церковь  Строгановых

 

      В 1680-х годах  в Гордеевке  было начато  строительство  домовой каменной  церкви. Работы велись быстро. В 1694 году в отделанном  уже храме  был сначала  Освящен нижегородским митрополитом  Павлом  придел  в честь  Киево-Печерских чудотворцев  Антония и Феодосия, а в 1697 году - главный  престол в честь  Пресвятой  Богородицы Смоленской (Одигитрии - Путеводительницы).

 

      Помещение  церкви  в Гордеевке было невелико, так как  прихожанами  её было  лишь небольшое количество людей, живших в усадьбе. Строители позаботились о надёжности конструкций: стены полутораметровой толщины, угловые железные затяжки. Была прекрасно продумана освещенность церкви: значительное количество окон, расположенных на южной стороне  в два ряда, всегда создавали в храме солнечность. Украшены  окна орнаментом, выполненным из белого ракушечного камня, что  характерно и для строгановской Рождественской церкви. Композиционно-организующим элементом служило  стройное пятиглавие. Центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими  боковыми шлемовидными  главами. Строго  по  главной оси восток-запад поставлена колокольня. Богатое белокаменное резное  убранство Смоленской церкви полностью  подчинено  архитектонике здания. Следует  отметить и высокое  качество кузнечных работ, прежде всего  ковку крестов, которые  представляют собой просечённые полосы с приваренными  многочисленными «сияниями». Для выполнения этих работ  был приглашён  известный балахнинский кузнец  Кондратий  Прокофьев.

      Именитому Григорию Строганову не было нужды  привлекать для возделывания храмов  мастеров со стороны. У него  появились свои зодчие, каменщики,  плотники, иконописцы, кузнецы, золотошвейки, ювелиры. Можно полагать, что в  Гордеевке  находились  и строгановские  мастерицы-золотошвеи, изделия которых  именитый человек  практически  ежегодно  вкладывал  в качестве даров  на помин  душ  в ризницы  многих нижегородских храмов и монастырей. Их имена, несмотря на признание и несомненную одарённость, в большинстве своём не дошли до нас, так как  их талант и  их труд  полностью принадлежали именитому  Строганову. И даже появился термин, объединяющий все церкви, построенные им - «строгановское барокко».

Григорий Дмитриевич хорошо  разбирался в музыке, и  его певчие  были известны  на всю Россию.   Поэтому Пётр I потребовал от Строганова  присылать  в Москву лучших певчих его  домовой церкви.

   Так на долгие годы домовая церковь Строгановых - церковь Смоленской иконы Божией Матери, стала самым красивым зданием Гордеевки, а потом и Канавина.

 

 

              История  храма Владимирской иконы Божией Матери

 

              Строительство  Владимирской церкви

 

          До  начала XX века  Богослужения в Гордеевке совершались в  Смоленском храме. Однако он был небольшим и не вмещал  всех  прихожан, поэтому рядом был построен новый храм  Владимирской иконы Божией Матери. Проект был  выполнен  молодым  петербургским архитектором Д. П. Федоровым.  О закладке  храма  была  опубликована заметка в журнале «Зодчий».  В ней высказывалось  предложение  о необходимости  организации  конкурса для возведения  столь  большой постройки, так  как  своим габаритами (высота  до креста  около 56 метров) эта церковь  уступала  только  Александро - Невскому  собору, главному храму  Нижегородского края, высота которого около 87 метров.

      Владимирский храм был построен  трехпрестольным: престол Владимирской иконы Божией Матери, престол  Покрова Богородицы и престол Николая Чудотворца -  и Освящался  три раза по мере устройства иконостасов: в феврале  и марте 1908 года и в сентябре 1909 года.  Основной объём  храма  представлял  собой четырёхстопную  кресто-купольную систему.  Центральное пространство завершилось  световым восьмериком.  В силуэте храма значительную роль  играют  крупные подковообразные  закомары, придающие церкви  необычный облик, величие и торжественность. Они  характерны для  стиля модерн и не встречаются  больше в нижегородском культовом зодчестве.

         Западный, южный и северный фасады  имеют  чёткое  трёхчастное деление по горизонтали. Первый ярус выделен арочными окнами с  рустованными наличниками. Наиболее эффектен восточный фасад, верхняя часть которого  покрыта  ковром небольших ниш.  Целостность  фасадам придаёт  широкий карнизный пояс,  образованный рядом  выступающих арок.

       Церковь была грандиозной, богато убранной, тёплой, удобной для службы.  В подвале  размещались  паровые котлы, тёплый воздух от которых поступал в храм.  С любовью была продумана и проработана  каждая деталь церкви.  Храм  Владимирской иконы Божией Матери  стал своеобразным памятником начала ХХ века, в нём  присутствуют  элементы  древнерусской  архитектуры, барокко и модерна. Фотографии, выполненные   М. Дмитриевым,  дают достаточно материала  об облике  этого храма.

 

 

            Золотое время Владимирской церкви

 

 

       Золотым временем  прихода стали годы служения в нём  священника  Фёдора  Миловского. Его стараниями на Смоленскую колокольню было доставлено дополнительно несколько колоколов  различного тона звучания. Он сам занимался со звонарями,  подбирая для  этой работы людей музыкальных. Будучи пастырем Владимирского храма , Фёдор  Александрович создал большой церковный хор, гармоничное звучание которого привлекало многих прихожан. Вот как пишет о своём прапрадеде Софья Михайловна Миловская, книгу которой бережно хранят у нас в приходе: «Фёдор Александрович заботился о нравственном воспитании  прихожан. В проповедях он призывал к  милосердию, человеколюбию,  гуманности,  доброте. Вся организация службы  была  нацелена на воспитание  чувства красоты... В Гордеевке он знал всех жителей, их семьи, вникал в их нужды и заботы, старался организовать помощь малоимущим... Создав детский хор, он организовал его выступления…» .  Отца Фёдора   интересовало всё, что  происходило в  жизни прихожан  Так, в 1908 году он организовал одно из первых обществ трезвости, просуществовавшее  до 1917 года. .Здесь велись  разъяснительные беседы о вреде  алкоголизм. Перед собравшимися нередко  выступал церковный хор, исполнявший духовную музыку Чайковского, Гречанинова, Бортнянского, Рахманинова.

     В 1910 году церковный приход церквей в честь Смоленской и Владимирской икон Божией Матери  становится  крупным центром  духовно-нравственной  деятельности Нижегородской губернии.

 

 

Закрытие храмов

 

     При советской  власти  Смоленский и Владимирский храмы были закрыты, предварительно  с колокольни  приказали сбросить все колокола . Богослужения на приходе  прекратились в 1929  году. Владимирский храм  власти пытались переоборудовать под школу, затем - под клуб, но ничего из этого не получилось.  В конце концов,  разрушив  его верхнюю часть вместе с куполами , храм  в  конце 40-х годов переоборудовали  в пекарню, и она  почти в течение пятидесяти лет дымила , нанося непоправимый ущерб  всему, что было в церкви.  В результате частичного разрушения  и переустройства церковному зданию был нанесён, казалось, непоправимый урон. В 1934 году Канавинская районная администрация (тогда райисполком) предложила снести церковь. Но по настоянию  Горьковского краевого музея церковь была сохранена как памятник архитектуры. Здание Смоленской церкви спасли работники  культуры, разместив  в нём  свой склад.

 

 

Возрождение прихода

 

      К великой радости жителей Гордеевки в 1991 году здание Смоленской церкви  вернули Нижегородской епархии. На остановках, в магазинах  появились  объявления, приглашающие  принять участие в расчистке  здания церкви от  грязи.  Всем миром отмывали своды церкви, выносили мусор, оставленный  от склада.   Собирали по Гордеевке иконы. Их было мало. Рассказывает  прихожанка Мария Фёдоровна  Гаврина: «Плачу от радости, что открылся храм. Сколько грязи вынесли мы!  Икон не было. Я вырезала из журнала   Казанскую икону, приделала рамочку, сшила полотенчико, принесла в церковь. Батюшка  обрадовался. Ткани не было .Собрали  деньги, шили дома всё алтарное. Этот храм для меня -  Божий дом!".

          10 августа 1993 года Смоленский храм был освящен архиерейским чином митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. В Освящении храма участвовали протоиерей Владимир Соловьев, протоиерей Николай Быков (ныне викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия). Сначала  службы  проходили только по воскресеньям и по праздникам.  Чудесное событие произошло на праздник Знамения. Рассказывал прихожанин Николай Гришин:  «10 декабря. В  Смоленском храме  шла служба.  Было очень холодно. Отопления не было. Все окоченели. Вдруг незнакомый человек вошёл в храм  и сказал: «Возьмите, вам привезли икону».  Мы внесли большую икону. Она была  завёрнута тряпками. Когда её развернули, обомлели. 

Это была икона Знамение, праздник которой  как раз отмечали в церкви. И сразу церковь  осветилась каким-то  необычным светом, и стало  тепло. И совсем по-другому пошла служба». С этого времени эта икона у многих прихожан стала одной из самых любимых.

 

Возрождение Владимирского храма

 

         В   1998 году  Нижегородской епархии  вернули Владимирский храм:

 

 

  Кирпичи и доски по углам,

  Купола и  кровля ждут замены,

  Фрески обвалились…Божий храм,

  От тебя остались только стены…

          Со слезами на глазах прихожане вошли в церковь…Закопченные своды, разбитые стены, нечистоты, оставшиеся от мышей. С Божией помощью  стали залечивать раны, нанесённые  храму. И уже в 2000 году Пасхальная служба прошла во Владимирской церкви. Ещё  тёмные стены,  выбитые кирпичи, даже нет иконостаса, но храм едва вместил всех желающих. Звучит молитва, идёт Праздничная Литургия: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Храм начинает новую жизнь!

            

 

Портрет Григория Дмитриевича Строганова

Домовая церковь Строгановых

Иллюстрация к тексту "Строительство Владимирской церкви"

Иллюстрация к тексту "Закрытие храмов"

Фотография священника Феодора Миловского

Иллюстрация к тексту "Возрождение Владимирского храма"

Икона Божией Матери "Знамение"

Фотография церквей в честь Владимирской и Смоленской икон Божией Матери